Печатная продукция Информационная страница Пресс-Тайм Страницы наших клиентов Региональные новости Гостевая книга Содержание сервера

Что пишут газеты.

Архив

На главную страницу

Большие газетные планы. Рынок печатных СМИ в преддверии выборов

 Автор:
 Дмитрий Солнцев
 Дата:
 19990607
 Заголовок:
 Большие газетные планы. Рынок печатных СМИ в преддверии выборов
 Выпуск:
 23
 Дата загрузки:
 19990607
 Время загрузки:
 1330
 Источник:
 Самарское обозрение
 Тема:
 политика
 Текст:
 1999 год обещает стать временем запуска целой серии новых газет. Уже
 запущены и выходят в свет "Пульс Поволжья", "Самарский курьер", готовятся к
 выходу как минимум еще две газеты. Ничего удивительного в этом нет - через
 три месяца в губернии стартуют выборы в Государственную Думу, и именно на
 них рассчитывают заработать дивиденды владельцы новых СМИ
  Появлению новых газет во многом способствует ситуация на печатном рынке.
 Она по-своему уникальна: впервые за многие годы на нем нет явных лидеров,
 но зато очень много аутсайдеров.
  КРАХ ИДЕИ НЕЗАВИСИМОСТИ
  К нынешнему состоянию рынок СМИ пришел не сразу. Поначалу, когда количество
 зарегистрированных в области СМИ постоянно росло, многие воспринимали это
 как должное. Постепенно газет становилось все больше: свои печатные органы
 считали нужным иметь все - начиная от департаментов областной и городских
 администраций и заканчивая отдельными бизнесменами. При этом многие из
 создателей СМИ всерьез верили, что им удастся раскрутить свои газеты до
 уровня массовых и сделать их рентабельными. Первой серьезной жертвой
 подобного восприятия действительности стала "Моя газета" - первая
 качественная ежедневная газета в Самаре, ставшая еженедельной, а затем и
 вовсе закрытая. На примере ее закрытия четко выявились два основных
 фактора, негативно влияющих на рынок СМИ - отсутствие какой-либо стратегии
 развития изданий и нежелание их владельцев ссориться с областными и
 городскими властями.
  В силу тех же причин был утрачен массовый читательский интерес к "Будням" -
 едва ли не самой перспективной "желтой" газете города. Основатель издания
 Александр Князев предпочел заняться более глобальными проектами, а сами
 "Будни" утратили всякую остроту, и их тираж упал до нескольких тысяч.
 Аналогичные процессы происходили и с другими газетами - медленно, но верно
 падали год от года или оставались на одном уровне тиражи городских и
 областных ежедневных газет, которые практически ничего не делали для того,
 чтобы удержать своего читателя. Тот же самый процесс происходил и в
 Тольятти - лидер местного рынка газета "Площадь Свободы" едва не пришла к
 банкротству.
  Кризис 17 августа еще больше усугубил положение газетчиков - услуги
 полиграфистов подорожали, а стоимость бумаги выросла в несколько раз.
 Однако постепенное падение рынка дало поразительный результат - он
 освободился и стал готов к появлению новых изданий.
  НОВОЕ - ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
  Освободившиеся за последние годы ниши стали стремительно занимать
 агрессивные новички. Их вхождение на рынок было стремительным и напористым.
  Первым появился "Пульс Поволжья" - еженедельник, пытающийся захватить
 лидерство в секторе "желтой" прессы. Деньги на его создание пришли из
 Москвы, точнее сказать, из Праги, где проживает владелец сети изданий, к
 которой принадлежит и "Пульс Поволжья". Его вхождение на рынок строилось по
 сетевой схеме - к уже готовому и фактически сверстанному номеру, состоящему
 из столичных материалов, добавлялось несколько самарских страниц. Примерно
 по такой же схеме был запущен несколько лет назад точно такой же
 еженедельник "Ведомости Самарской губернии", однако динамика его развития
 оказалась гораздо ниже, чем у его нового конкурента. Тираж "Пульса
 Поволжья" благодаря агрессивной рекламе и финансовой поддержке перевалил за
 20 тысяч экземпляров, при этом его создатели сделали основной упор на
 увеличение продаж. Можно предположить, что дальнейшее развитие "Пульса
 Поволжья" его создатели будут строить согласно схеме, использовавшейся ими
 в других регионах: тираж газеты постепенно будет повышаться и может
 достигнуть 40-50 тысяч. Во многом этому будут способствовать низкие расходы
 на содержание журналистов - в штате "Пульса" работают всего три человека во
 главе с бывшим редактором "Губернского вестника" Алексеем Разлацким.
 Главным отличием этого проекта от других "новинок" является твердое условие
 вывода газеты на рентабельность и превращения ее в доходный бизнес.
 Создатели еще одной новой газеты - бесплатного еженедельника "Самарский
 курьер" - придерживаются несколько иных целей. Этот проект, изначальную
 поддержку которому, по неофициальной информации, оказывает Александр
 Белоусов, призван решать политические задачи. Это лишний раз доказывает
 наличие в каждом номере материалов, так или иначе связанных с Александром
 Белоусовым. В своей работе создатели "Курьера" во многом повторяют путь
 "Пульса Поволжья" - на макет, сверстанный из перепечаток из других газет,
 накладываются несколько полос собственного материала. Как и в случае с
 "Пульсом Поволжья", в "Курьере" очень небольшой журналистский коллектив,
 что, впрочем, не снимает с его создателей больших расходов на печать и
 распространение 100-тысячного бесплатного тиража. Огромный тираж дает
 "Курьеру" достаточно большой шанс на раскрутку и постепенный выход на
 рентабельность. Не исключено, что осенью 1999 года именно это издание
 сорвет наибольший куш на рынке политической рекламы - и тираж, и концепция
 популярной массовой газеты позволяют это сделать.
  Если, конечно, в дело не вмешаются конкуренты.
  КТО СЛЕДУЮЩИЙ?
  На самом деле "Курьером" и "Пульсом Поволжья" дело явно не ограничится. В
 самое ближайшее время или ближе к осени будут запускаться новые газеты.
 Одновременно с этим произойдет обновление уже работающих проектов. Лидером
 в этом начинании может стать корпорация "Федоров", которая к моменту начала
 предвыборной кампании не имеет хорошо раскрученных массовых
 общественно-политических газет. Дайджест, сделанный из "Губернского
 вестника", не в счет. По информации "СО", глава корпорации Сергей Федоров
 сейчас выбирает между двумя вариантами - запуском новой ежедневной газеты
 или превращением в таковую бесплатной рекламной газеты "Навигатор". Все
 упирается в средства. До последнего времени корпорация рассчитывала на то,
 что ее поддержит группа "Сибирский алюминий", проявляющая большой интерес к
 региональным СМИ и уже инвестировавшая средства в столичный проект г-на
 Федорова - газету "За рубежом". Однако в последнее время корпорация сменила
 ориентиры - теперь в качестве финансового спонсора проектов рассматривается
 банк "Солидарность". Впрочем, в своем стремлении создать новую газету г-н
 Федоров не одинок. Возможность запуска новых СМИ планирует и глава
 "Компрэла" Александр Барышев. Правда, его экспансия на газетный рынок,
 скорее всего, будет носить несколько иной характер. Для стратегии
 "Компрэла" характерна ставка на запуск не газет, а вкладок в уже
 раскрученные центральные СМИ. По информации "СО", таковыми вполне могут
 стать вкладки в самарские выпуски газет "Известия", "КоммерсантЪ",
 "Версты". Не исключено, что к выборам "Компрэл", издающий тиражами в
 несколько сотен тысяч рекламную газету "Ваш выбор", попытается усилить
 содержательную часть и превратить ее в настоящее общественно-политическое
 издание. В таком случае шансы конкурентов "Вашего выбора" - "Самарского
 курьера" и "Навигатора" - на получение рекламных "политических" денег
 значительно уменьшатся.
  ------------------------------------------------------------------------




При подготовке выпуска использованы материалы, предоставленные Национальной электронной библиотекой


Заходов с 6 июля 1999 года: [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]